Изучаем химию с настольной игрой «Periodic: Игра элементов»
Долгое время учёные-химики ломали голову над составлением химических элементов в какую-то чёткую слаженную систему и только Дмитрию Ивановичу Менделееву это удалось сделать в 1869 году. Якобы это приснилось ему во сне...
Возможно,
«Periodic: Игра элементов» тоже приснилась своим авторам – Полу Саломону и Джону Дж. Ковью? Игровое поле в виде периодической таблицы, карты целей, научных задач, семейств элементов и куча цветных токенов-маркеров взяли и сложились в единую упорядоченную, сбалансированную настольную игру. Во сне. Невозможно? Но однажды удалось...
В начале игры каждый игрок получает 1 колбу, 1 микроскоп, 1 диск и 6 маркеров исследования выбранного цвета. Определив первого игрока, все выставляют свои диски на определённое место шкалы науки, получают соответствующее количество жетонов энергии и две или три карты науки, в зависимости от количества игроков. Из этих карт нужно оставить себе только одну и держать её лицом вниз, не показывая соперникам.
Предварительно на столе уже разложено игровое поле, подготовлены карты целей, жетоны вознаграждений и размещены цветные фишки целей на соответствующих клетках на поле. Карты семейства элементов случайным образом раскладываются рубашкой вниз слева и справа от поля, образуя своеобразную круговую шкалу.
Можно начинать игру. Даже не столько игру, сколько химически-научное представление с простым и логичным игровым процессом, в основе которого лежит исследование химических элементов для выполнения поставленных целей.
Весь игровой процесс происходит с помощью фишки игрока в виде колбы: её перемещением на соответствующие ячейки таблицы химических элементов. Движение требует активации определённых периодических свойств. Активируем «Увеличение или уменьшение атомного номера» и можем двигать фишку по горизонтали вправо или влево. Вправо и вверх? «Увеличение энергии ионизации». «Увеличение атомного радиуса» переводит фишку влево и/или вниз, «Увеличение атомной массы» вниз и/или вправо, ну а «Уменьшение атомной массы» вверх и/или влево соответственно. Звучит всё гораздо сложнее, чем есть на самом деле. Замечательная иконографика на соответствующих ячейках поля абсолютно нивелирует любые недоразумения.
Во время своих научных изысканий не забывайте, что основной движущей силой химических процессов является энергия. Нужна она и для активации периодических свойств. У вас её достаточно? Можете задействовать несколько свойств. А при недостатке активируете только одно и накапливаете жетоны энергии для следующего хода.
Посещая различные клетки игрового поля-таблицы, мы собираем условные сеты из химических элементов, необходимых для выполнения условий карт целей. Например, для достижения цели «Рост и функциональность мышц» игроку нужно исследовать три химических элемента: Mg (магний), P (фосфор), Ca (кальций). Это означает, что он должен с помощью своей фишки "посетить" ячейки с этими элементами и положить свои маркеры на соответствующие места этой карты. Кто сделает это первым, тот завершает исследование цели и забирает себе соответствующую карту. В конце игры она принесёт ему победные очки. Бонусы также получат и другие учёные, кто принимал участие в этом эксперименте и тоже имеет свои маркеры на карте.
В процессе научных достижений игрок движется по шкале науки. Совершенно оправданно! Человек, который работает с самыми разнообразными химическими элементами, входящими в разные группы, имеет полное право на продвижение в научных кругах. Если в конце хода фишка игрока находится на элементе, который входит в семейство со следующей карты семейств (относительно положения его фишки-микроскопа), он передвигает свою фишку на эту карту и движется за это по шкале науки вправо, накапливая победные очки.
Кроме того, как принято в современном научном мире, за достижение целей учёный получает вознаграждение, а в игре
«Periodic» игрок получает жетоны. Не квартальная премия, конечно, но не стоит недооценивать эти небольшие бонусы, они хорошо помогают настольному учёному в трудные времена.
Игра заканчивается тогда, когда закончилась одна из колод карт целей или два игрока-учёных достигли такого мастерства, что заняли наивысшие места на шкале науки. Подсчитываем очки за карты достигнутых целей, полученные жетоны лаборатории, очки на шкале науки, за маркеры на картах недостигнутых целей и очки за тайные научные задачи на собственных картах. Кто набирает их наибольшее количество, тот и становится победителем, а возможно и будущим Нобелевским лауреатом в области химии.
С первого взгляда игра настораживает и кажется, что для того, чтобы в неё сыграть, нужно хорошо знать химию. Всё совсем наоборот – геймплей не сложный, интересный и продуманный, вы просто играете, параллельно вспоминая школьные знания. Они здесь являются не основой процесса, а результатом игровых действий. Это великолепные ощущения. Постоянно ловишь себя на мыслях: «О, я это помню», «Это интересно», «Ух ты, а я и не знал, теперь буду знать». Разобравшись в игровой механике, вы начинаете понимать, что она могла бы работать с различными сеттингами, например, сбор каких-то сказочных персонажей на магическом поле или животных в зоопарке, но именно периодическая система химических элементов придаёт этой игре изысканности и выделяет её среди других. Прекрасно играется в семейных компаниях, а для игр с детьми в возрасте от 10 лет вообще можно ввести её в школьную программу, как один из элементов образовательного процесса.
Сергей Штепа, «Печера Клаб»