Ужас Аркгема: все что вы хотели, но боялись спросить
Уважаемые игроманы! Пора поговорить о знаменитой настольной игре вселенной Говарда Лавкрафта под названием «Ужас Аркхэма». Это кооперативная ролевая игра в жанре хоррор, где игроки выступают в роли следователей, цель которых избавиться от нашествия ужасных существ, имя которым – Древние. Участникам нужно собирать подсказки и уничтожать ужасы, заполонившие мир, вместе с союзниками для победы над чудовищами. Звучит достаточно понятно, не правда ли? Но это лишь обманчивая оболочка, ведь игра «Ужас Аркхэма» относится к списку сложных игр, где вариантов проигрыша существует гораздо больше, чем вариантов выигрыша. Вдобавок, за всю свою историю существования игра получила множество дополнений, содержащих новую порцию приключений, тайн и вызовов. В связи с таким разнообразием у игроков часто возникают вопросы и трудности понимания всего игрового процесса. Поэтому Игромаг решил помочь своим читателям и помочь им разобраться со всеми сложностями Arkham Horror.
Зарождение Ужаса: с чего все начиналось?
«…мрак растет в городе Аркхэм. Инопланетные существа, известные как Древние, прячутся в пустоте за пределами пространства и времени, извиваясь на порогах между мирами. Оккультные ритуалы должны быть прекращены, а инопланетные создания уничтожены…»
В процессе разработки игра получила первое «рабочее» название «Зов Ктулху: настольная игра», замысел которой заключался в создании аналогичного варианта на основе одноименной ролевой игры «Зов Ктулху». Однако проект начал приобретать уникальные черты, которые впоследствии стали предпосылками создания нового игрового мира.
Местом действия настольной игры «Ужас Аркхэма» стал придуманный небольшой городок Аркхэм расположенный в штате Массачусетс. Лавкрафт всегда считал, что такого рода городки служат основными локациями, где происходят все мистические проишествия.

Процесс издательства игры стартовал с 1987 года компанией Chaosium, после чего первый тираж произвел настоящий фурор, ведь все экземпляры были раскуплены за короткий промежуток времени. Arkham Horror получила подлинное признание, после чего уже в 2005 году она была перевыпущена с лучшим интерфейсом и увеличенным уровнем сложности. В игре Ужас Аркхэма: Вторая редакция исследователи сталкиваются с рядом сложностей и строгой механикой игрового процесса. Их целью является закрытие всех порталов в другие измерения перед тем, как проснется Древний. При этом игроки могут потеряться во времени и пространстве, а также страдать от ряда других угроз и монстров, количество которых стабильно растет в городе. Если же Древний успел проснуться, тогда исследователям придется вступить в смертельное сражение, применяя проверку своих сил.
Ход приключений: Третья редакция
В настольной игре Ужас Аркхэма 3 редакции игроки в качестве исследователей расследуют все тайны города путем сбора улик, сражений против монстров и проверки собственных навыков. Игровой процесс начинается с раздачи предметов каждому следователю, список которых указан на планшете персонажа. Далее начинается первый раунд, который, как и все последующие, состоит из четырех фаз:
- Фаза действий — игроки выбирают 2 действия из списка доступных: переместиться по городу, сосредоточиться на умении (повысить его уровень), атаковать монстра, оборониться или уклониться от него, получить доллар, изучить доказательство, обменяться предметом с союзником или выполнить особое действие.
- Фаза монстров — монстры проявляют свою активность и, в зависимости от описания на карточке, выполняют определенные действия (нападение, движение, придают ужас, стоят на месте и т.п.).
- Фаза контактов (встреч) — если исследователь не вступил в бой с монстром, он может с помощью карты контактов (встреч) получить необходимые полезные компоненты вроде доказательств, или наоборот — с ним могут случаться события вроде потери сознания или ареста.
- Фаза мифов — добавляет в игру новых монстров, доказательства и другие объекты вместе с определенными сюжетными событиями.

Кооперативный режим здесь действует как объединение всех участников против одного врага. Каждый сценарий включает главного Древнего, победа над которым является ключом к успешному завершению игры. Какое-то время это существо спит, но ряд обстоятельств в игре способствует его пробуждению. Исследователям желательно успеть одержать победу до этого, убив нужное количество монстров оккультистов. Но не стоит сдаваться, если все же Древний активизировался. Исследователи имеют шансы его преодолеть, применив удачную комбинацию оружия и заклинаний, а также успешное прохождение проверки с помощью кубиков (дайсов). Весомым вкладом в победу станет умение договариваться и удачное распределение функций между участниками (один борется с монстром, другой чистит локацию от ужаса, третий лечит исследователей и собирает доказательства). Хорошая командная стратегия увеличит шансы на победу.
Поклонники быстрых партий могут не оценить Ужас Аркхэма, ведь игра в среднем длится от трех до четырех часов, а первые партии могут затянуться до 7-8 часов.
Исследователи, локации и монстры
Игра предоставляет исследователям широкие возможности для экипировки и развития в целом. Они могут получить оружие, заклятие и зачарованные вещи, совершенствовать навыки и стать руководителями тайных группировок. Для чтения книг или очарования вещей нужно обладать высоким уровнем знаний. Перемещение персонажа между локациями зависит от его скорости, которая в среднем составляет 2 или 3 локации за один ход. Но скорость можно увеличить с помощью разных предметов.
Город Аркхэм состоит из районов и локаций (Больница, Полицейский участок, Лес, Черная пещера и т.п.). В зависимости от типа локации и вытянутой карты, с исследователями происходят различные события. На нестабильных локациях появляются новые монстры, увеличивается количество ужаса. Стабильным локациям характерно отсутствие аномальных зон, не добавляется ужас, но появляются улики, которые очень желательно собирать. В игре также важен индикатор Уровня ужаса на листе сценария, при высоком показателе которого случаются неблагоприятные для исследователей события, включая пробуждение Древнего.
Каждый персонаж имеет свой планшет, в котором изображены его параметры:
- навыки (бой, воля, скорость, удача, знания, невидимость)
- физические, умственные и уникальные способности
- собственные истории (на обратной стороне листка исследователя, вы можете узнать, что привело его в городок)
Не стоит забывать о присутствии монстров в городе. Часть из них двигается картой за исследователем, обладающим своими уникальными навыками. Количество жизней и силу монстров вы узнаете только после вступления с ними в бой.
Дополнения к настольной игре «Ужас Аркхєма: Третья редакция»
Настольная игра насчитывает ряд дополнений, каждое из которых добавляет в основной мир новые карты, исследователей, Древних, новые правила и города. Таким образом, в Аркхєм добавились городки Данвич, Кингспорт и Инсмут, в каждом из которых есть свои локации и события. Некоторые дополнения делают невозможное: усложняют и без того нелегкие правила игры. Но от этого игровой процесс становится более интересным и разнообразным. Дополнения можно вводить в основную игру по одному или все сразу.
Ужас Архэма: Третья редакция включает в себя 8 дополнений:
- Проклятие темного фараона (англ. «Curse of the Dark Pharaoh»). Первое дополнение приносит в Аркхэм проклятие из Египта в результате открытия новой выставки в музее истории. Некоторые из древних экспонатов исчезли, и, при любой попытке их найти, исследователи наталкиваются на невыразимые ужасы. Дополнение содержит: 45 карт локаций Аркхэма, 27 новых карт ворот, 21 новую карту заклинаний, 7 новых карт союзников, 4 карты преимуществ и убытков, 18 карт «запретных окрестностей» и 22 карты экспонатов, представляющих древние реликвии из Египта.
- Ужас Данвича (англ. «Dunwich Horror»). Снова террор пришел в Новую Англию. На этот раз в маленький деревенский городок Данвич, всего в нескольких милях от Аркхэма. Местность заполнена холмами, многие из которых увенчаны таинственными каменными кругами или старыми домами отшельников, живущих за городом. Ночью воздух наполняется стуком волов, а жуки-молнии танцуют в ведьмских ритуалах. Это место, где заключаются темные соглашения с неизвестными силами и куда идут городские люди, чтобы бесследно исчезнуть. Но как бы сильно жители Данвича не подозревали иностранцев, они отчаянно нуждаются в вашей помощи против Ужаса, оказавшегося на ферме Уотли. Дополнение добавляет к базовому набору 8 новых исследователей, 4 новых Древних и много новых карт мифов и монстров. Также в комплекте присутствуют новые карты локаций, в общей сложности 14 карт в каждой локации вместо 7. Dunwich Horror также добавляет много новых механик. Игроки могут сесть на поезд в Данвич (новая локация, расположенная в конце поля Arkham), что добавляет к игре 9 новых локаций и 2 новых внешних мира. Ворота больше не запечатаны навсегда (распространеное правило в базовой игре). Можно активировать карты условий, которые дают преимущества всем игрокам. И, конечно, сам Данвичский ужас — не такой сильный, как Древние. Это расширение также содержит пересмотренные правила и часто задаваемые вопросы, касающиеся многих очевидных недостатков базовой игры.


- Король в желтом (англ. «The King in Yellow»). Это расширение серии Arkham Horror Series представляет новую главную механику игры – Вестников, готовящих путь для прибытия Древнего. Кроме того, старые знакомые лица будут направлены против следователей так, как они не ожидали. «Король в желтом» предвещает мрачную эпоху для поклонников ужасов Аркхэма и содержит более 160 новых карт.
- Ужас Кингспорта (англ. «Kingsport Horror»). Древние возвращаются в Массачусетс, и в этот раз они пускают своих монстров на Кингспорт. Дополнение содержит новую локацию, на которой изображен город Кингспорт, 8 исследователей, 4 новых Древних, 2 вестников, 3 охранников (похожи на вестников, но полезны, а не вредны).
- Черный Козел Чащ (англ. «Black Goat of the Woods»). В Аркхэме появился опасный культ, где еретики и сумасшедшие общаются с темными силами и приносят жертвы Древнему, в то время как куча злобных монстров обрушивается на город. Небольшая группа исследователей должна проникнуть в культ и учиться этим темным ритуалам, но даже чистейшее сердце может не пройти проверку. В этом дополнении есть 88 новых карт Мифов, 9 новых маркеров монстров, 1 лист вестников и 76 новых карт исследователей, включая новые предметы и заклинания.
- Ужас Инсмута (англ. «Innsmouth Horror»). Дополнение представляет несколько новых игровых концепций серии Arkham Horror Series, включая личные истории, уникальные для каждого исследователя. Город Инсмут враждебно относится к ним, поэтому они вполне могут оказаться в тюрьме, пока будут искать в городе доказательства, чтобы вызвать федералов. Однако покидать город — плохая идея, поскольку существа из глубин соберутся и поднимутся, принеся с собой Древнего. Инсмутский ужас также добавляет 16 новых исследователей, восемь новых Древних, двух новых Вестников, карты эпической битвы для новых Древних, более 30 новых маркеров монстров, много новых встреч и локацию, где изображен город Инсмут. В общей сложности это расширение добавляет к базовой игре более 300 новых карт.


- Скрывающийся у порога (англ. «The Lurker at the Threshold»). Это расширение принесет новый уровень страха, добавив совершенно новый лист вестников для «Лукера на пороге» – могучего и злонамеренного существа, которое появилось, чтобы подготовить путь для Древнего. Дополнение содержит более 200 компонентов и некоторые новые игровые механики. Одним из самых интересных моментов является полный набор из 18 маркеров ворот, предназначенных для замены маркеров из основного набора Arkham Horror, а также маркеров The Dunwich Horror и The Kingsport Horror. Они используются точно так же, как и предыдущие маркеры Ворот, за исключением того, что каждые ворота теперь имеют дополнительную характеристику. Например, «Ворота безумия» приведут к тому, что исследователь потеряет один балл Сознания, если Ворота не будут закрыты, а «Движущиеся ворота» двигаются вместе с монстрами во время фазы Мифа. Новинкой стали и Карты отношений для использования в играх с двумя или более игроками. В начале игры каждый игрок вытягивает одну карточку отношений, которая описывает определенное преимущество, полученное из-за того, как исследователь слева от вас связан с вами. Возможно, вы являетесь деловыми партнерами и взаимно получаете прибыль, или оба являетесь Студентами Аркана и чаще получаете доступ к колоде заклинаний.
- Ужас Мискотоника (англ. «Arkham Horror: Miskatonic Horror»). Miskatonic Horror – это новый тип дополнения Arkham Horror, основанный на материалах, найденных в обширной библиотеке других дополнений Arkham Horror. Хотя компонентами и правилами Miskatonic Horror можно наслаждаться только в базовой игре Arkham Horror, чем больше дополнений вы добавите, тем большим количеством аспектов ужаса Мискатоника вы сможете насладиться. Почти 450 новых карт Miskatonic Horror включает: новые карты навыков, ворот и мифов для базовой игры Ужас Аркхэма; дополнительные карты экспонатов для «Проклятия темного фараона»; новые карточки «Травмы», «Безумие», «Локация в Данвиче» и «Ужасы в Данвиче» для «Ужасов в Данвиче», а также совершенно новый лист «Вестник ужасов в Данвиче»; больше карт Гибель и Действие для Короля в желтом; новые карты Kingsport Location, Epic Battle, Blessings of Noden и Visions of Hypnos для Kingsport Horror; более 20 новых карт Cult Encounter для The Black Goat of the Woods; карты «Новое расположение Инсмута» и «Вид Инсмута» для «Ужасов Инсмута»; дополнительные карты отношений и карты расплаты для Lurker at the Threshold.

Ужас Аркхэма: Карточная игра
«Жах Аркгема: Карткова гра (Arkham Horror: The Card Game)» - это кооперативная карточная игра от компании Fantasy Flight Games, которая является несколько упрощенной версией Ужаса Аркгема: Третья редакция. События так же происходят во вселенной ролевой игры Chaosium Call of Cthulhu, основанной на мифах о Ктулху. Новости об игре сначала появились в мае 2016 года, прежде чем об этом было официально объявлено в августе того же года. Первый ограниченный публичный релиз состоялся на Arkham Nights 2016, что вызвало аншлаг.

Механика игры
В отличие от Третьей редакции, Карточный Ужас Аркхэма формирует игровое поле с помощью карт-локаций. Попав на одну из них, исследователь читает написанный на нем текст и расставляет указанное количество улик по локациям. Карта изображает символы смежных локаций, по которым исследователь сможет двигаться дальше.
Игроки выбирают себе исследователей, каждый из которых уникален и владеет личной колодой карт. Каждая колода включает в себя карты событий, навыков, активов и слабостей. Карточный Ужас Аркгема включает в себя
пять базовых исследователей:
- бывший преступник Скат О'Тул
- бродяга Венди Адамс
- библиотекарь Дейзи Уокер
- федерал Роланд Бэнкс
- официантка-волшебница Агнесс Бейкер
Выбранный игроками сценарий состоит из двух колод карт: «цели и сцены» и «замыслы зла». Единственным способом победить в карточном Ужасе Аркхэма является выполнение всех карт целей до момента, когда откроется последняя карточка замысла зла.
Процесс игры
Игровой процесс состоит из четырех фаз:
- Фаза расследование - исследователь может совершить до трех действий: перейти в смежную локацию или исследовать текущую, взять одну карту, получить 1 ресурс, активировать действие на карте, разыграть карту актива или события с руки, приманить врага к себе, сразиться с ним или убежать от него.
- Фаза поддержки - исследователи получают по 1 ресурсу и по 1 карте из личных колод.
- Фаза врага - монстры двигаются игровым полем и нападают на игроков, нанося вред здоровью и сознанию.
- Фаза мифов - игроки вытаскивают по одной карте из колоды контактов. Получив карту напасти, исследователь применяет ее эффект, а получив карту врага – вынужденно вступает с ним в бой.
«Ужас Аркхэма: Карточная игра» порядок дополнений
Основные дополнения игры «Ужас Аркхэма: Карточная игра» объединены в так называемые циклы. Каждый из шести первых циклов состоит из коробки делюкс-дополнения (60 карт и 2 сценария) и шести расширений (24 карты и 1 сценарий) в виде набора карт.
- Цикл «Наследие Данвинча» (Наследие Данвича, Мискатонисский музей, Экспресс округа Эссекс, Кровь на алтаре, Неизмеримые и Невидимые, Там где ждет гибель, Утерянные во времени и пространстве, Расширение исследователя The Dunwich Legacy Investigator, Расширение кампании Dunwich Legacy)
- Цикл «Путь к Каркозе» (Путь к Каркозе, Эхо прошлого, Невыразимая клятва, Призрак истины, Бледная маска, Черные звезды восходят, Дым Каркозы, Расширение исследователя The Path to Carcosa Investigator, Расширение кампании The Path to Carcosa)
- Цикл «Забытого времени» (Забытый век, Нити судьбы, Предел вне границ, Сердце старейшин, Город архивов, Глубины юности, Разбитые эоны, Расширение исследователя The Forgotten Age Investigator, Расширение кампании «Забытый возраст»).


- Цикл «Отмена круга» (Круг отменен, Тайное имя, Заплата за грех, Для высшего добра, Союз и разочарование, В когтях хаоса, Перед Черным троном, Расширение исследователя Circle Undone Investigator, Расширение кампании Circle Undone)
- Цикл «Пожирателей снов» (Пожиратели снов, Поиск Кадата, Тысяча форм ужаса, Темная сторона Луны, Точка невозвращения, Где живут боги, Ткач Космоса)
- Цикл «Инсмутского заговора» (Инсмутский заговор, Слишком глубоко, Дьявольский риф, Ужас на высшей скорости, Свет в тумане, Логово Дагона, В водоворот)
- Цикл «Край Земли» (Расширение исследователя Edge of the Earth Investigator, Расширение кампании Edge of the Earth)
- Цикл «Красные ключи» (Расширение исследователя The Scarlet Keys Investigator, Расширение кампании «Красные ключи»)

Так много, но так увлекательно!
Серия настольных игр «Ужас Аркхэма» насчитывает множество дополнений и обновлений, что не может не поражать. Да, сложность игры достаточно высока, но эмоции полученные от процесса и результата стоят приложенных усилий. «Ужас Аркхэма» создан для настоящих гиков, которые обожают непрестанно бороться со злом и каждый день спасать мир от апокалипсиса. Но и новички смогут бросить вызов мистическому городку Аркхэм и показать дорогу домой всем чудовищам.
Игромаг верит в вас и желает с головой окунуться в этот теплый край приключений и причуды!