Настольная игра Ora et Labora


2-4

14+

120-180

     Едва первые лучи солнца коснулись покатых крыш собора, монастырский двор наполнился жизнью. Повар уже закончил варить похлебку и разлил по дубовым кружкам сладкий медовый эль. Из пекарни разносился запах свежеиспеченного хлеба, наполняя радостью души братии и заставляя их желудки урчать от голода. Но завтрак еще нужно заслужить. Тучный настоятель неспешным шагом обходил свои скромные владения, отдавая приказы подчиненным и криками подгоняя самых нерасторопных. Едва отдохнув от полуночных бдений и вознеся молитву всевышнему, послушники опять погрузились в рутину тяжелой мирской работы. Кто-то спешил за водой, некоторые уже работали в поле. На верхотуре разносился перестук молотков и визг пилы - это два брата ладили прохудившуюся церковную крышу. Даже старый монастырский пес помогал как мог, разгоняя лаем вездесущих голубей и прочих пернатых городских жителей. Таковыми в средние века были будни бенедиктианского монастыря, где братия жила по закону ордена святого Бенедикта Нурсийского: “Молись и трудись”!

Тип: средние века, экономическая, созидательная, хорошая игра на вечер
Издатель: Look Out Klassiker
Время игры: от 120 до 180 минут
Кол-во игроков: 1 - 4 игроков (рекомендуется 2-4)
Возраст: от 14
Язык: немецкий


   ются по возрастанию стоимости и формируют отдельные стопки. Каждый игрок получает стартовое поле с картами лесов и торфяников, 3 фишки монахов (2 брата и приор), 4 карты стартовых поселений и по одному базовому ресурсу каждого их 6-и типов. Теперь все готово к игре.
 


     Игровой процесс разбит на раунды. В начале каждого игроки, у которых все работники заняты на производстве, забирают их обратно в резерв. После чего стрелка на колесе производства сдвигается на одно деление вперед, что приводит к удорожанию товаров, а в определенных случаях вводит в игру новые постройки. Наконец, в порядке очереди, каждый участник выполняет по одному из следующих действий:
     1. Постройка здания. Игрок выбирает одно доступное здание из общего резерва, оплачивает его стоимость и выкладывают на свободную область своего поля. Если фишка приора все еще доступна, то ее можно сразу поместить в здание, воспользовавшись его функционалом. Иначе для этого придется тратить отдельное действие...
     2. Активировать здание. Если в резерве игрока осталась хотя бы одна фишка работника, то он может поместить ее в здание, тем самым один раз активировав его функцию. Здания позволяют производить и перерабатывать ресурсы, зарабатывать престиж и выполнять множество разнообразных игровых действий. А что же делать, если необходимое вам здание находится под контролем оппонента? Не беда, достаточно заплатить небольшую сумму и один из обитателей соседнего монастыря с радостью предложит свои услуги. Естественно, если он не занят другой работой.
     3. Рубить лес или добывать торф. Просто сбросьте соответствующую карту с ваших владений и получите количество ресурса, указанное на колесе производства.
 


     О колесе производства, которое используется для определения количества добываемых базовых ресурсов и является ключевым элементом игровой механики, стоит поговорить отдельно. В начале игры фишки продукции помещаются на его нулевое деление. Это означает, что сейчас действие добычи не принесет ни одного ресурса. Однако с каждый раундом стрелка на колесе вращается, увеличивая объем производимых ресурсов с определенной скоростью, зависящей от количества игроков. Как только один из игроков производит определенный тип ресурса, соответствующая ему фишка возвращается обратно на нулевое деление и вновь постепенно начинает набирать ценность. Таким образом игроки всегда должны следить за положением ресурсов на колесе и вовремя использовать производящие действия. Также колесо определяет, когда наступает особая фаза возведения специальных построек - поселений, приносящих победные очки за хорошо развитую инфраструктуру.
 


     Игра заканчивается после завершения определенного раунда, на что указывает символ “омега” на колесе производства. После чего игроки выполняют финальные действия и начинается подсчет очков престижа. При этом учитываются очки за постройки, ценные ресурсы, казна и поселения. Побеждает игрок, которому удастся молитвами и трудом, в основном вторым, превратить свой небольшой приход в один из самых процветающих монастырей в округе.

Содержание настольной игры “Молись и трудись” (Ora et Labora):
- 2 картонных колеса производства
- 4 поля центральных земель
- 9 полей областей
- 9 полей наделов
- 450 картонных жетонов ресурсов
- 110 игровых карт (формат: 69х44 мм)
- 9 деревянных фишек продукции
- 12 деревянных фишек монахов (по 3 для каждого игрока)
- 4 сводных листа
- 4 буклета правил с разнообразной информацией


     Компоненты игры выполнены на достаточно высоком уровне из экологически чистых материалов: бумаги и дерева. В коробке отсутствует оранайзер, что издатель компенсировал доброй дюжиной зиплоков. Несмотря на всю комплексность и огромное количество компонентов игра полностью языконезависимая. Текстом обозначены лишь название зданий и небольшие пояснения, а вся остальная информация приводится в виде удобных и понятных значков.
 

     Автором настольной игры “Молись и трудись” (Ora et Labora) является знаменитый игровой дизайнер Уве Розенберг, получивший известность благодаря так называемой сельскохозяйственной трилогии, включающей “Агриколу” (Agricola), “У ворот Лоянга” (At the Gates of Loyang) и “Ле Гавр” (Le Havre). “Молись и трудись” победоносно продолжила эту серию, вобрав в себя все самые лучшие элементы предшественниц и, конечно же, добавив свои. Перед нами идеальный образец утонченной экономической стратегии с огромным количеством решений, широким возможностями для планирования, ярко выраженным соревновательным элементом, прекрасно выверенным балансом и деликатным послевкусием. Количество доступных комбинаций и общая вариативность процесса просто зашкаливают. Даже после десятка партий вы все равно будете открывать в нем что-то новое и подмечать интересные игровые комбинации. Мы бы рекомендовали игру всем без исключения любителям глубоких вдумчивых игр, не боящимся провести за игровым столом более двух часов.
 

Магистр настольного слова: mr. sNOwBODY